ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
А.Н.Чечёткина
Научный руководитель – Ю.В.Шапошникова
преподаватель английского языка
РФ ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»
Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как необходимый элемент формирования коммуникативной культуры личности. Основной задачей в обучении детей английскому языку в детском саду является не просто накопление лексического запаса, но и формирование умения понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе, общее развитие ребенка, повышение мотивации и интереса к изучению иностранного языка [1, с. 32]. Для того, чтобы процесс обучения был более интересным и эффективным можно использовать разные информационные технологии.
Информационная технология – это совокупность методов и средств, для сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации, выполняемых в определенной последовательности с мощью средств компьютеризации или без таковых [3, c. 50]. Информационные технологии обучения - это педагогические технологии, применяющие специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Использование иформационных технологий в непосредственной образовательной деятельности по иностранному языку развивает два вида мотивации: самомотивацию, когда предлагаемый материал интересен сам по себе, и мотивацию, которая достигается тем, что дошкольнику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию [3, с. 20].
Одной из эффективных технологий обучения является использование аудиосказок для обучения английскому языку. Аудиосказки являются отличным подспорьем для изучения английского языка детьми. Их можно использовать для формирования фонематических навыков, введения и семантизации новых лексических единиц, обучения аудированию. У детей большой популярностью пользуются крохотные английские рассказы и сказки «Three little kittens», «Three Little Pigs».
Аудиосказки можно сочетать с иллюстративным материалом. По ходу звучания аудиосказки дети вместе с педагогом могут рассматривать картинки и одновременно проговаривать слова. Чтобы сделать прослушивание английских аудио сказок более интересным, можно задействовать один из методов сказкотерапии – рисование сказки. Рисование во время прослушивания – процесс, который затрагивает глубинные навыки одновременного восприятия и воспроизведения информации. В ходе рисования у ребенка образуются ассоциативные связи с услышанным. Вольно или невольно, иностранные слова запоминаются, ассоциируясь с изображаемым на рисунке сюжетом. Попутно, мы обращаем внимание, умеет ли он одновременно слушать и рисовать услышанное. Большинство педагогов признают целесообразность использования видеофильмов для изучения английского языка [13, с.55].
Целью видеофильма является изучение английского языка детьми дошкольного возраста с использованием коммуникативного метода обучения. Программный материал является интересным для ребенка, но в то же время образовательным. Дети включаются в познание окружающего мира, и, играя, изучают английский язык.
Лексический и грамматический материал вводится в занимательной форме. Вводится не только лексика, но и наглядно показывается действие, которое можно произвести с каким-то предметом. Это способствует быстрому развитию лексического словаря и развитию элементарных разговорных навыков на иностранном языке.
Фонетический материал (звуки, ударение, ритм, интонация) отрабатывается на основе имитации. Работа над фонетикой с помощью видеофильма формирует такие навыки, как вывод, сравнение, логика, развивает фонематический слух, слухоразличительный навык, помогает оценивать себя адекватно. Мультипликационная анимация на английском языке - один из лучших помощников в обучении английскому языку. Мультфильмы помогают ребенку не только узнать и выучить новые слова, но и усвоить звуки английской речи.
В настоящее время во многих дошкольных учреждениях используется компьютерная программа для обучения английскому языку Happy Hearts 1. Педагогическая целесообразность данного курса заключается в применении мультисенсорного подхода, позволяющего учитывать различные каналы восприятия информации при обучении различным видам иноязычной речевой деятельности. Сочетание разных типов познавательной активности позволяет восполнить врождённые недостатки восприятия, т.е. активное использование принципов мультисенсорного подхода способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка во время урока на обучаемом материале. Активизируя сенсорику ребёнка, мультисенсорное обучение развивает у детей способность концентрировать и удерживать внимание, сохранять языковой материал в долговременной памяти. Курс формирует навыки коммуникации, социализации, восприятия мира и форм, развивает фонематический слух и мелкую моторику [6, с.25].
Практика применения информационных технологий при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста дает возможность сделать следующие выводы:
1. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
2. Обеспечивается наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
3. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
4. Информационные технологии – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Библиографический список
1. Агурова Н.В., Гвоздецкая, Н.Д. Английский язык в детском саду. - М.: Просвещение, 2004. – 87с .
3. Донцов Д.И. Английский на компьютере. - М.:Просвещение,2007.- 67с.
4. Егорова И.В., Спирина Л.И. Английский для дошколят. - М.:Изд-воМПСИ, 2008. - 39с.
5. Земченкова Т.В. Английский для дошкольников. Старшая и подготовительная групп. - М.:Изд-во ВАКО. 2008.- 144с.
6. Малкина Н.А. О роли наглядных компонентов ситуации при обучении общению на иностранном языке детей дошкольного и младшего школьного возраста// Иностранные языки в школе. - 2008.- 22-27с.
|