Пятница, 13.06.2025, 22:25

Интернет-портфолио

Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Эссе "Я - современный классный руководитель"

Я – современный классный руководитель

Шапошникова Юлия Валериевна,

Россошанский филиал ГБПОУ ВО «ГПК»

Задавшись вопросом «что значит быть современным классным руководителем», я решила провести небольшое исследование. Для начала я попыталась представить себе портрет современного человека вообще. Что значит быть современным? Являться носителем прогрессивных взглядов? Разрушать в своем сознании стереотипы и шаблоны, мешающие свободно жить и развиваться? Да, действительно, современный человек – носитель прогрессивных взглядов. Он разрушает в своем сознании устоявшиеся стереотипы, стремится жить в гармонии с самим собой и с миром. Мы живем в век информации, которая стремительно обновляется, поэтому и должны быстро реагировать, постоянно совершенствоваться, не уставать работать над собой. Мы активны  и энергичны, всегда готовы оказаться в другом конце города, на другом конце страны, если этого требуют обстоятельства. Все это можно назвать «фотографическим позитивом» современного человека. Но, как и у любой фотографии, у этой есть еще и негативная сторона.

Предлагаемое ниже эссе – это одна из моих попыток определить для себя, что есть краеугольный камень воспитания, для того, чтобы мои студенты становились чуткими и гармоничными людьми в таком непростом современном мире, когда на многие основополагающие вопросы приходится вновь и вновь искать ответы.

Трудно  поспорить  с утверждением педагогов и социологов, что воспитание – это явление, главным образом, социальное. И не только по своим функциям, но и по генезису. Поэтому педагогика зависит от социологии сильнее, чем от любой другой науки. В самом деле, разве не общество диктует нам цели воспитания? Разве не оно требует от нас развивать у наших детей прежде всего те качества, которые роднят их со всеми людьми? Еще в конце XIX века французский мыслитель, основоположник профессиональной социологии, Эмиль Дюркгейм говорил о том, что через общественное мнение на педагогов оказывается моральное давление. Такой латентный прессинг заставляет педагогов формулировать те задачи, которые продиктованы социумом. Думаю, что всегда актуальной останется мысль Дюркгейма о том, что только широкая общечеловеческая культура может дать обществу граждан, в которых оно нуждается. Это не тот человек, которого создала природа, а тот, каким общество хочет, чтобы он был. Шкала ценностей изменяется вместе с изменением общества, сохраняя при этом базовые константы общечеловеческой нравственности. Именно общество предлагает нам востребованный и ожидаемый образ современного человека. И в этом портрете, несомненно, отражаются все особенности современного социума и прогнозируются черты личности завтрашнего дня.

Обратиться к проблеме ценностных ориентиров модели воспитания меня заставил один из эпизодов классного часа. Мы вели со студентами разговор о том, каких личностных и гражданских качеств требует современное общество от молодежи.  Говорили очень увлеченно, спорили, перебивали друг друга. Не сразу пришли к общему мнению. Я согласилась с ними в том, что сейчас очень важно уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Важно уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя при этом свои мировоззренческие позиции. Не менее важно обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью. Нужно стремиться к поиску нового, учиться находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях.

Ну а как же духовная и социальная жизнь человека? Ушла на второй план? Как насчет милосердия, сострадания, понимания, помощи ближнему, вечных вопросов? Ведь, к примеру, отношение общества к старикам, инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей, – показатель его цивилизованности. Понижение социального статуса пожилых людей, игнорирование молодежью накопленного старшим поколением опыта, распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста, – все это способствует обесцениванию старости в глазах молодого поколения. А ведь большинство нынешних стариков всю свою жизнь отдавали обществу, и теперь оно оставило их один на один с их проблемами. Молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся. Учить понимать другого, и прежде всего – старшее поколение, – это одна из целого ряда важнейших задач, которые стоят сегодня перед педагогами. Конфликт поколений не должен пугать мыслящего человека. Нет смысла искать виновного в проблемах диалога поколений. Данная ситуация повторяется вновь и вновь с поправкой на исторический контекст. Гораздо важнее учить молодых видеть в проблемах старших поколений и свое будущее.

В настоящее время слово «инвалид» все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». В нашей стране постепенно завоевывает популярность социальная модель отношения к этой проблеме. Такая модель, в отличие от медицинской, предлагает интеграцию инвалидов в окружающее общество. Ведь для многих инвалидов одиночество становится одной из главных жизненных проблем. Сложно такое говорить, но, вероятно, можно привыкнуть к болезненному состоянию, терпеть физический дискомфорт, внешние неудобства и недостатки. Труднее управлять внутренним состоянием, когда вызываемая нездоровьем душевная тяжесть усугубляется ощущением одиночества.

Сейчас много говорится о волонтерских проектах как форме помощи и как противостоянии бездушной массовой культуре. Это реальный вид деятельности, которой может заняться каждый человек, не безразличный к проблемам инвалидов, проблемам сиротства, независимо от профессионального образования и статуса. Я убеждена, что воспитание неравнодушного отношения к согражданам, которые нуждаются в нашей помощи, может и должно осуществляться и через популяризацию волонтерского движения.  Многие  студенты моей группы участвуют в волонтерском движении. Они поддерживают акции помощи детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями, заботятся о бездомных животных, очищают город и даже сдают донорскую кровь. Когда я задала своим студентам вопрос, что мотивирует их работать добровольно, я услышала очень разные ответы. В их числе были такие: «хочу познакомиться с новыми людьми», «надеюсь научиться чему-то новому», «у меня есть свободное время» и др. Самым ожидаемым для меня был ответ  «для собственного удовольствия». Осуществлять благотворительную деятельность в форме безвозмездного, бескорыстного труда – это проявление неравнодушия, небезразличия, любви к окружающим. Очень важно, что молодые люди делают это «для удовольствия». Это очень важно, потому что означает, что помощь другому является для молодого человека внутренней потребностью, приносящей радость (в терминологии моих студентов – «удовольствие»).

Итак, я считаю, что прежде всего нужно учиться и учить любить друг друга, если понимать любовь в самом широком смысле: как уважение, терпимость, открытость и доброжелательность – не формальную, а идущую от самого сердца. Нужно любить детей, причем не только своих, вообще детей – как явление, как чудо. Нужно любить стариков, нужно делать все, чтобы старость была лишь одним из возрастов человека – не самым худшим! Нужно относиться к ближним и дальним с открытым сердцем. Нужно учиться находить слова, совершать поступки. Тогда и старики наши не будут «доживать век», а будут жить полноценной жизнью, и брошенных детей станет меньше, и инвалиды перестанут чувствовать себя изгоями. Все это прописные истины, но о них как-то забываешь в тяжелое время. Хотя время не извиняет нас. Как раз наоборот. Обязывает быть неравнодушными.

Несколько лет назад в Подмосковье был сооружен памятник «Термометр общества» – монумент в виде аптекарских весов, символизирующий отношение к детям-сиротам: на двух чашах должно ежегодно фиксироваться количество детей-сирот и количество усыновленных детей. Символичные весы «добра и зла» должны быть в душе каждого из нас, тем более – в душах наших молодых людей, которые за идеалом «успешного человека» не должны растерять исконно русских духовных ценностей: сострадания, милосердия, способности бескорыстно помогать людям.

Непросто предложить завершенный комплекс идей, лежащих в основании деятельности современного классного руководителя, потому что каждый педагог в течение своей профессиональной жизни ищет такие базовые идеи, спорит с собою, вступает в диалог с воспитуемыми, обогащая не только их, но и себя. Но то, о чем я говорила выше, помогает мне в определении основ деятельности классного руководителя. Этим основам я и стараюсь следовать, воспитывая студентов. Все это принято называть общегуманистическими принципами. Все верно. Но надо ни на минуту не забывать о них и переводить из абстракций в практику деятельной любви в нашей сегодняшней жизни.